В конце прошлой недели главный акушер-гинеколог Москвы Марк Курцер сообщил, что в 2006 году в Москве родились 10 детей от 14-летних девушек и 50 от 15-летних. Однако эксперты считают, что на самом деле эти показатели в разы выше. При этом в Москве несколько тысяч девушек до 15 лет делают аборты. С каждым годом число беременностей среди подростков только растет. Эксперты связывают это с отсутствием общей культуры полового воспитания. По официальной статистике в 2006 году в Москве родились 10 детей от 14-летних матерей и 50 от 15-летних. Кроме того, было зарегистрировано 205 родов 16-летних девушек и 573 среди 17-летних. Но на практике, увы, эти цифры еще выше. «Я полагаю, что на самом деле в прошлом году в Москве родилось порядка 50 детей от 14-летних мам и как минимум 100 от 15-летних, – сообщила «НИ» председатель общественной организации «Женщины и информация» Татьяна Тройнова. – При этом число ранних беременностей стабильно растет».
По данным председателя Центра помощи несовершеннолетним мамам «Голуба» Марианны Вронской, ежегодно в Москве фиксируется порядка 10 тыс. беременностей среди несовершеннолетних. Это 10–15% от общего числа женщин, готовящихся стать матерями. Это крайне негативно сказывается как на самих роженицах, так и на малышах, говорят врачи.
«Конечно, есть некоторые возможные осложнения во время родов в таком раннем возрасте, – рассказала «НИ» акушер-гинеколог Елена Гутова. – Но для девочек более опасна психологическая сторона родов. Ведь подросток уже не сможет играть с подругами или делать то, на что имеет право, так как сама еще ребенок. Если она родила, то просто обязана вырасти и нести ответственность и за себя и за ребенка, тем самым лишая себя детства. Многие девочки, рожающие в этом возрасте, еще сами не выросли, поэтому им трудно сосредоточиться целиком и полностью на ребенке, им хочется самим бегать и играть, а не сидеть дома и заниматься ребенком».
Только вот подавляющее число подростков решаются на аборт. Г-жа Вронская отмечает, что каждый год почти 1 тыс. 14-летних девочек прерывает беременность. Их психологическое состояние ничуть не лучше тех, кто все-таки решился рожать. «Как психолог я сталкиваюсь не только с матерями-подростками, но и с девочками, имеющими в нежном возрасте ужасающие болезни вследствие ранней половой жизни, – рассказала «НИ» психолог центра «Мой тренинг» Светлана Крисько. – Многие из этих девушек вообще никогда больше не смогут родить. Это действительно страшное зрелище».
Проблема подростковой беременности оказалась для столицы настолько острой, что депутаты даже предложили решать ее на законодательном уровне. Три года назад Мосгордума начала рассмотрение законопроекта «Об условиях и порядке вступления в брак жителей города Москвы, не достигших возраста шестнадцати лет». Таким образом предполагалось начать борьбу с абортами среди несовершеннолетних. Впрочем, нормативный акт так и не был принят. И слава Богу, отмечают эксперты. Бороться нужно не со следствием, а с причинами.
Руководитель департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский неоднократно отмечал, что причина роста числа беременных девочек носит не медицинский, а медико-социальный характер. «Что можно говорить, когда мы каждую неделю привозим в городские стационары 18–20 подростков в состоянии алкогольного или наркотического опьянения»,– говорит г-н Сельцовский.
Эксперты сходятся во мнении, что корень проблемы – в воспитании детей. «Многие родители живут еще теми нравственными принципами, которые действовали во времена их молодости, – рассказала «НИ» г-жа Тройнова. – Но тогда была другая жизнь. Например, в школах девочкам запрещали ходить в капроновых колготках. Сейчас же молодежь ведет себя намного раскованней и нужно воспитывать детей исходя из современной ситуации. Нужно объяснять девочкам, что такое воспитание ребенка, как за ним ухаживать. Тогда они поймут, как это тяжело и не будут торопиться стать матерью. Просвещать детей нужно в школе. Подобные программы уже пытались вводить, но тогда против них активно выступили священники и родители. Но получилось только хуже. Не случайно говорят: информирован – значит вооружен».
Половая неграмотность – главное отличие наших подростков от западных сверстников. Молодые люди быстро переняли зарубежную тенденцию к ранним половым связям, но совершенно не задумались о последствиях. «Подростковая беременность возникает потому, что у нас в государстве отсутствует культура полового воспитания, – пояснил «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Взять, к примеру, Швецию: это страна считается родиной сексуальной революции. Именно здесь из бутылки выпустили джинна, которого теперь уже нельзя загнать обратно. Секс – обычное явление среди шведской молодежи. Половую жизнь там начинают очень рано. Но при этом в стране нет абортов. Они попросту запрещены. Подростки достаточно грамотны в сексуальном плане и умеют предохраняться. В России же имеет место тотальная половая безграмотность».
Для решения этой проблемы г-н Альтшулер предлагает организовать систему анонимных кабинетов репродуктивного здоровья. Он будет представлять собой специальный центр, где девочка сможет получить исчерпывающие консультации по половым вопросам, рассказать о своих проблемах и подготовиться к материнству, если она беременна. Увы, ждать финансирования такого проекта в нашей консервативной стране, судя по всему, придется не один год.